Вы здесь

40. Глава 8. Тоновая и цветовая коррекция.

| |



ГЛАВА 8. ТОНОВАЯ И ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ

Даже если вы обладаете собственным штатом фотографов-профессионалов и можете получать для работы изображения идеального качества, вам, хотя бы иногда, придется иметь дело с оригиналами из самых разных источников. Речь идет о фотографиях из коллекций на CD-дисках, изображениях из старых печатных изданий, репортажных фотографиях и пр. Коллекции, особенно производства Kodak, как правило, содержат излишне темные изображения. Старые фотоматериалы от времени выцветают, на них обязательно есть дефекты (царапины, пятна). Любительские фотографии, сделанные дешевыми аппаратами, очень часто имеют "неправильные" цвета. Но если содержание оригинала интересно и выразительно, то негоже настоящему творцу бояться трудностей. С помощью Photoshop вы сможете привести даже не очень качественное изображение к профессиональному виду. Разумеется, есть ограничения, и нельзя надеяться на то, что фотографию из газеты пятидесятилетней давности можно исправить до уровня студийной съемки. Однако возможности Photoshop в плане улучшения вида изображений очень широки. Если же оригинал уже имеет хорошее качество, программа позволит сделать его просто идеальным.

Внимание!
Очень важно, чтобы качество изображений не пострадало в самом начале их "цифровой жизни" — после сканирования. Чем выше класс вашего сканера и чем лучше подобраны профили оборудования, тем меньше будут потери на начальном этапе.

Тоновая коррекция

Почему один снимок кажется полным жизни, а другой — плоским как стол, с неразличимыми деталями? Ответ очевиден для фотографа — для наилучшего качества изображения оно, во-первых, должно иметь оптимальный диапазон светов и теней, что делает объекты съемки более рельефными, исключает неприятный серый оттенок. Во-вторых, для обогащения рисунка деталями требуется увеличение контраста в том тоновом интервале, где их наибольшее количество. Эти два положения совершенно справедливы и для обработки изображения в программе Photoshop.

С точки зрения Photoshop тона изображения характеризуются яркостью пикселов с фиксированными значениями от 0 до 255. Та часть полного диапазона яркостей, которая использована в изображении, носит название тонового диапазона изображения. Чем шире тоновый диапазон, тем "глубже" цвета и лучше проработка деталей. Именно эту задачу решает коррекция светов и теней. В идеале в изображении должны быть использованы все значения яркостей (тона).

Если разбить весь тоновый диапазон на три неравные части, то самая темная часть будет называться тени, самая светлая — света, а между ними расположится большой интервал средних тонов. Сюжетно важный фрагмент изображения может находиться в любой из этих частей, где и должно быть максимальное количество оттенков. Коррекция тонов заключается в увеличении контраста сюжетно важного тонового диапазона.

Печатный станок плохо воспроизводит очень темные и очень светлые тона. Глаз тоже устроен так, что лучше всего воспринимаются области средней яркости. Поэтому в понятие коррекции включают и смещение сюжетно важного тонового диапазона в сторону средних тонов, если самые нужные детали находятся далеко в светах или в тенях.

Коррекция тонового диапазона в окне Levels

При выцветании фотографий, неправильном сканировании, нарушении условий съемки и в других случаях могут получиться тусклые изображения. Типичный пример — документ Bmw.jpg с рабочей дискеты (рис. 8.1). В реальной жизни новая, отполированная машина радует глаз ослепительными бликами на корпусе и темными, почти черными тенями на шинах. На этом же изображении нет ни белого, ни черного — блики светло-серые, тени темно-серые. В результате композиция кажется покрытой грязноватой дымкой и, конечно, "не тянет" на рекламный плакат.

Всего в цифровом 8-битном изображении 256 градаций яркости — от черного (яркость 0) до белого (яркость 255), причем пикселы могут распределяться по градациям неравномерно. Например, если в изображении много пикселов с яркостью 100—150, значит оно выглядит средним по яркости. В темном изображении много пикселов с небольшой яркостью, в светлом — с высокой. Photoshop умеет строить графики распределения пикселов по яркостям — гистограммы. Посмотрев на гистограмму изображения, вы сразу увидите, какой интервал яркостей в нем не задействован и, исходя из этих данных, сможете выбирать метод коррекции. В следующих упражнениях мы поработаем с тоновым диапазоном различных по яркости изображений.

1. Откройте документ Bnw.jpg. Выберите команду Histogram (Гистограмма) меню Image (Изображение) (рис. 8.2). По оси Х располагаются тоновые градации, или уровни (levels), в диапазоне от 0 до 255, а по оси Y — количество пикселов каждого уровня. В данном изображении много пикселов средних тонов и отсутствуют пикселы в светах и тенях.


Рис. 8.1. Пример тусклого изображения


Рис. 8.2. Гистограмма распределения пикселов по тонам в окне Histogram для изображения Bmw.jpg

Примечание
Окно Histogram (Гистограмма) используется только для получения информации о тоновом диапазоне и для выполнения коррекции не предназначено.

Для исправления недостатков этого изображения воспользуемся окном Levels (Уровни). Принцип подобной коррекции несложен: поскольку в краевых диапазонах нет (или очень мало) пикселов, значит, детали соответствующей яркости на изображении отсутствуют. Вы присваиваете самым темным существующим пикселам изображения нулевую яркость, а самым светлым — максимальную. Тогда тона изображения растягиваются на полный диапазон яркостей. Данную операцию называют расширением тонового диапазона.

1. Выберите команду Levels (Уровни) подменю Adjust (Коррекция) меню Image (Изображение). Диалоговое окно Levels (Уровни) содержит гистограмму изображения (рис. 8.3, а). Черный и белый ползунки на гистограмме показывают входные уровни черного и белого. Численно эти уровни отображаются в полях ввода, помеченных на рисунке кружками. При открытии окна черный ползунок установлен на уровне яркости О, а белый — на уровне 255.


Рис. 8.3. Изменение входных уровней яркости в окне Levels (а) и изображение после коррекции (б)

2. Передвиньте белый ползунок на значение 235. Изображение стало заметно ярче и контрастнее (рис. 8.3, б). Программа присвоила максимальную яркость всем пикселам, яркости которых были при открытии окна (на входе) больше 235. Остальные уровни яркости перераспределились соответственно.

3. Сместив черный ползунок на значение 35, вы присвоите минимальную, нулевую яркость всем пикселам с яркостью меньше 35. Что происходит при отсечении краевых яркостей? Оставшиеся уровни равномерно распределяются по всему диапазону. Поскольку уровней яркости теперь меньше, при растяжении образуются провалы, т. е. некоторых уровней яркостей просто нет. Нажмите кнопку ОК.

4. Снова откройте окно Levels (Уровни) для откорректированного изображения. На гистограмме хорошо видны провалы уровней яркости. Поскольку этих провалов мало, они незаметны ни на экране, ни на печати. Заметьте, что входные уровни светов и теней снова установлены на нулевые отметки.

5. Если вы сильно растянете диапазон тонов, то уменьшение количества полутонов станет заметным. Установите в окне Levels (Уровни) входной уровень черного на 60, а белого — на 170. Изображение стало похоже на плакат. Этот дефект называют иногда пастеризацией (от английского poster — плакат).

6. Для отмены заданных в окне Levels (Уровни) параметров без закрытия окна нажмите клавишу Alt. Кнопка Cancel (Отменить) превратится в кнопку Reset (Восстановить). Щелкните на ней. Смещение уровней- отменено, но окно остается открытым, и можно снова начать коррекцию.

7. Для закрытия диалогового окна без выполнения коррекции щелкните на кнопке Cancel (Отменить).

Другой очень распространенный дефект изображений — слишком большая или слишком малая экспозиция. В первом случае изображение получается очень светлым, во втором — слишком темным. Коррекция таких изображений заключается в изменении гаммы — средних тонов изображения (гамма измеряется в условных единицах от 0 до 10). Вы сдвигаете средние тона в сторону большей или меньшей яркости. При этом тоновый диапазон остается прежним.

,

1. Откройте документ Interior.jpg (рис. 8.4, и). Как видно из его гистограммы (рис. 8.4, б), детали есть на всем интервале яркости, поэтому отсечение уровней приведет к потере деталировки в светах. Однако пик гистограммы находится в глубоких тенях, и изображение выиграет, если станет несколько светлее. Воспользуемся гистограммой окна Levels (Уровни) для коррекции гаммы изображения.



Рис. 8.4. Пример темного изображения (а) и его гистограмма (б)

2. Откройте окно Levels (Уровни). Серый» ползунок (рис. 8.5, а) показывает положение средних тонов, т. е. гамму документа. Гамма на момент открытия окна равна единице, что отображается в среднем поле ввода группы Input Levels (Входные уровни).

3. Сместите серый ползунок в сторону теней. Гамма увеличивается.» Изображение становится светлее (рис. 8.5, б). Заметьте, что тени и яркие света остаются неизменными.

4. Сохраните снимок состояния.

Что происходит при изменении гаммы? Смещая серый ползунок, вы растягиваете одну часть гистограммы за счет другой. В данном случае после коррекции в светах оттенков становится меньше. В изображении Interior.jpg это не очень заметно. Однако, присмотревшись внимательнее, вы увидите, что при увеличении гаммы менее детализированной и излишне яркой становится область окна (рис. 8.6).


Рис. 8.5. Коррекция гаммы в окне Levels (а) и откорректированное изображение (б)


Рис. 8.6. Область окна до и после коррекции гаммы

Упрощенная коррекция уровней

Коррекция гаммы и растяжение тонового диапазона — это очень простой и эффективный способ исправления изображений с простыми дефектами. Программа Photoshop предлагает дополнительные инструменты для упрощенной коррекции этого типа.

1. Перейдите к документу Bmw.jpg. В протоколе вернитесь к исходному состоянию (до коррекции уровней).

2. Выберите команду Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность) подменю Adjust (Коррекция) меню Image (Изображение). В одноименном диалоговом окне (рис. 8.7) всего две шкалы — яркости и контрастности. Установите подходящие параметры. Авторам наиболее удачными показались значения яркости +10, а контрастности +30.

3. Нажмите кнопку ОК. Сохраните снимок состояния. После этого перейдите к снимку состояния документа, сделанному после коррекции в окне Levels (Уровни). Скорее всего, разницы в качестве вы не увидите. Да ее и нет. Поэтому простые случаи коррекции лучше производить самым простым инструментом.


Рис. 8.7. Диалоговое окно Brightness/Contrast


Рис. 8.8. Окно настройки автокоррекции Auto Range Options

Команда Auto Levels (Автоматическая коррекция уровней) действует еще проще — это команда прямого действия. Она вызывается либо кнопкой Auto (Авто) диалогового окна Levels (Уровни), либо из подменю Adjust (Коррекция) меню Image (Изображение).

1. Снова перейдите к неотредактированному состоянию изображения документа Bmw.jpg.

2. Откройте диалоговое окно Levels (Уровни). Чтобы заставить программу совершить автоматическую коррекцию уровней, достаточно щелкнуть на кнопке Auto (Авто).

3. Сравните и этот результат с остальными, полученными ручной подгонкой уровней и командой Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность).

4. Автоматическая коррекция цветных изображений, как правило, не идеальна. Зато она более успешна для полутоновых иллюстраций. Откройте документ Girl.jpg и выполните коррекцию командой Auto Levels (Автоматическая коррекция уровней). Изображение стало контрастным.

В процессе ручной коррекции вы отсекаете краевые уровни, если в них очень мало пикселов. При автоматической коррекции можно задать программе процент отсекаемых пикселов в области светов и теней. Это очень полезно для удаления излишне ярких уровней в изображениях, предназначенных для печати, и для предотвращения коррекции по случайным царапинам и пятнам.

1. Нажмите клавишу Alt. Кнопка Auto (Авто) в окне Levels (Уровни) превратится в кнопку Options (Параметры). Щелчок на ней откроет окно настройки автокоррекции Auto Range Options (Параметры автоматической настройки диапазона) (рис. 8.8).

2. По умолчанию в этом окне определены значения 0,5% для черного и белого. То есть при автоматической коррекции соответствующие уровни, которые содержат менее 0,5% пикселов, в светах считаются белыми, а в тенях— черными. Вводя разные значения в поля, испытайте их воздействие на результат команды Auto (Авто).

В том же подменю Adjust (Коррекция) расположена и другая команда прямого действия для коррекции уровней — Equalize (Выравнивание). В результате ее работы довольно сильно отсекаются краевые уровни, а оставшиеся пикселы распределяются по диапазону с наибольшей Возможной равномерностью.

1. Выберите эту команду для исходного изображения Interior.jpg. Изображение стало очень ярким. Пикселы, сосредоточенные в темных тонах, выровнялись по всему интервалу яркостей.

Однако эффект выравнивания очень грубый (рис. 8.9, а). Для ослабления действия последней, только что отданной команды, используется диалоговое окно Fade (Ослабление).

2. Выберите команду Fade (Ослабить) меню Edit (Редактирование), сейчас она выглядит как Fade Equalize (Ослабить выравнивание). Откроется диалоговое окно Fade (Ослабление) (рис. 8.9, б). Программа рассматривает последнее изменение в изображении как временный слой, прозрачность и режим наложения которого можно менять. Переместите ползунок Opacity (Непрозрачность) и посмотрите, как ослабевает эффект от выравнивания уровней. Установите непрозрачность 58% (рис. 8.9, в).

а в б

Рис. 8.9. Изображение, выровненное по уровням (а), окно Fade (б) и откорректированное изображение (в)

3. В списке Mode (Режим) перечислены режимы наложения. Авторы считают наиболее приемлемым режим Normal (Обычный). Задайте его и щелкните на кнопке ОК.

4. Данный способ коррекции нам показался наиболее удачным. Сохраните файл в рабочей папке.

| |




Top.Mail.Ru