Вы здесь

195. Размещение текста

| |

Размещение текста

Но вот, наконец, пробелы, межсимвольные расстояния и ширина символов в пределах абзаца определены и установлены параметры переносов. Теперь текст автоматически размещается в отведенных ему рамках. Происходит это не как Бог на душу положит, а по строгому алгоритму. InDesign имеет два режима размещения текста, переключаемые командами меню Paragraph. Как вы помните, в атрибуты абзаца в числе прочих входят параметры максимальных, минимальных и желаемых пробелов, межсимвольных расстояний и ширины символов. При размещении текста программа использует эти значения для достижения максимально равномерного распределения символов. Кроме того, при размещении важную роль играют параметры переноса. При активном режиме Single Line Composer программа анализирует каждую строку абзаца. При этом каждый последующий шаг выполняется только в том случае, если предыдущий не привел к успешному размещению символов.

  1. В соответствии со значениями, заданными для символов в палитре Character, строка заполняется до тех пор, пока последнее слово не выйдет за границу текстового блока. Режим переносов при этом отключается. Параметры пробелов, ширины символов и межсимвольных расстояний устанавливаются желаемыми (значение из поля
  2. Пробелы уменьшаются с целью вогнать последнее слово в строку целиком. Значение пробела меняется от желаемого до минимального малыми шагами. Как только результат достигнут — последнее слово помещено в строке — уменьшение пробелов прекращается. Если же этого не происходит, они уменьшаются до заданного минимума. При неудаче пробелы увеличиваются также постепенно, от желаемого до максимального, для того чтобы выгнать последнее слово из строки.
  3. Восстанавливается режим переносов. Находятся точки переноса — одна справа, другая слева от правой границы фрейма или колонки.
  4. Пробелы уменьшаются до минимума, чтобы вогнать часть слова, оставшуюся на строке после переноса по точке за границей фрейма или колонки. Если это не удалось, пробелы увеличиваются для переноса проблемного слова по точке слева от границы фрейма (внутри полосы).
  5. Если предыдущий шаг оказался неэффективным, InDesign повторяет сжатие и растяжение частей слова, при этом выполняя корректировку межсимвольных интервалов в дополнение к пробелам.
  6. В последнюю очередь программа прибегает к корректировке ширины символов. Алгоритм композиции тот же самый.

Если не удался ни один из описанных шагов, проблемное слово помещается на следующую строку по точке переноса внутри границы фрейма или целиком, если точка переноса отсутствует, а оставшиеся слова располагаются с максимальными межсимвольными интервалами. При необходимости пробелы возрастают сверх заданного максимального значения. Таким образом получается жидкая строка. Нижний лимит нарушается только в одном случае — если в строке есть последовательность символов, отформатированная с запретом разбиения, а длина ее превышает ширину колонки. В этом неприятном случае образуется излишне плотная строка. Оба типа дефектных строк помечаются желтой подсветкой.

Нельзя не видеть недостатки метода коррекции каждой строки по отдельности — прежде всего он очень негибок. Ведь если при размещении все логические операции производятся с каждой строкой отдельно, то нет возможности слегка подвинуть символы на одной строке, чтобы правильно разместилась следующая. В InDesign предусмотрен и гораздо более развитый алгоритм размещения — Multiline Composer. Он работает также на основе регулирования интервалов и ширины малыми приращениями, но оперирует одновременно с несколькими строками текста. Чем больше число одновременно анализируемых строк, тем выше качество размещения, но и тем медленнее работает программа. Кроме того, в этом режиме программа отыскивает несколько альтернативных вариантов размещения и выбирает из них лучший. Количество исследуемых одновременно строк и максимальное число альтернативных способов размещения задается в полях Look Ahead и Consider Up To. Эти поля расположены на вкладке Composition диалогового окна Preferences. На рис. 7.24 показан результат размещения текста в первом и втором режимах. Как говорится, результат налицо.

Рис. 7.24. Режимы Single Line Composer и Multiline Composer

Единственным недостатком метода Multiline Composer можно считать его сложность — он очень сильно замедляет обработку публикации. Поэтому применять этот метод при простой верстке не рекомендуется. А вот если верстка сложная, особенно при наличии узкой полосы набора, он поистине незаменим.


| |


Top.Mail.Ru