Вы здесь

133. Группы шрифтов

| |

Группы шрифтов

В какой-то мере шрифты являются произведениями искусства. Поэтому их невозможно строго классифицировать. Многие из ныне используемых гарнитур созданы давно (например, "Академия", "Баскервиль", "Тайме", "Авангард"), другие придуманы недавно. Все элементы в качественном шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком.

По применению шрифты условно делятся на наборные, заголовочные и декоративные (акцидентные). Первые применяются для набора больших объемов текста — книг, статен и др. Это шрифты с тонкими штрихами, простым рисунком и засечками (серифами). Страница, напечатанная таким шрифтом, легко читается даже если размер символов (кегль) очень мал. Заголовочные шрифты обычно имеют более толстые штрихи, не имеют засечек и хорошо смотрятся в крупном кегле. Декоративные шрифты имеют произвольный рисунок символов, применяются только для коротких заголовков, которые можно рассматривать скорее как элементы дизайна. Кроме того, есть еще символьные шрифты. Они вместо букв содержат различные символы, рисунки и т. д. и применяются, разумеется, не для набора текста, а для создания графических объектов, формул, чертежей и т. д. Примеры шрифтов всех этих типов приведены в табл. 6.1. Разумеется, эта простейшая классификация не является строгой и исчерпывающей. Многие шрифты, в том числе и распространенные, нельзя отнести ни к одному из типов. Есть шрифты универсальные, такие как "Гельветика", они применяются как в крупном кегле (заголовки), так и в мелком (набор).

Существует множество классификаций шрифтов. Каждая из них делит шрифты на много классов и подклассов. Примеры классификаций — ГОСТ, Windows, PANOSE.

Таблица 6.1. Типы шрифтов

Рубленые (Sans Serif)

С засечками (Serif)

Акцидентные (декоративные)

Символьные (Symbol)

Arial

Times New Roman

 Засечки (серифы) — это горизонтальные штрихи, располагающиеся сверху и снизу основного штриха (см. рис. 6.1). Серифы оттеняют силуэт буквы, делая шрифт более читаемым и менее "суровым", чем рубленый шрифт.

Кроме прямого назначения — передачи информации — шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна. Большинство гарнитур, особенно те, рисунок которых необычен, имеют стиль и настроение. Так, "Итальянская узкая" напомнит о салунах Дикого Запада (или о революционных плакатах 1917 года), "Европа" придаст тексту уверенный и современный вид, Lithos стилизует надпись под греческие письмена, высеченные в камне. Allegro придаст публикации вид дамского альбома, Plain Script сделает страницу неформальной, словно написанной от руки. Для текста детской книжки подойдет шрифт SchoolBook (он хорошо читается), а для заголовков — Dolores ("веселая" гарнитура). Для финансового отчета фирмы вы воспользуетесь абсолютно строгим Times в сочетании с несколько претенциозным Optima. Для заголовков туристского рекламного буклета по Москве подойдет Izhitsa (откровенный псевдорусский шрифт, похож на московский ГУМ) или Slavianic, а по Петербургу — Academy и Baltica.

Теперь, с развитием технологии PostScript, появился огромный выбор гарнитур на все случаи жизни, и число их быстро растет. Дизайнер стал абсолютно свободным в выборе шрифтового оформления и связан лишь собственным (и клиента) вкусом и здравым смыслом. В такой ситуации можно подбирать гарнитуры по характеру публикации. Гарнитуры не только должны соответствовать типу издания, но и гармонично сочетаться между собой. Со вкусом выбранное сочетание гарнитур придает даже скромной публикации профессиональный вид, и наоборот, неподходящие или несовместимые шрифты вызывают у читателя раздражение.

Декоративный шрифт запоминается, становится легко узнаваемым и если используется в изданиях постоянно - надоедает. При выборе шрифта для заголовка избегайте тех, которые вы постоянно видите на рекламных щитах, газетных объявлениях и пр. Если они стали раздражать вас, они так же будут действовать на потенциальных читателей.

Для достижения хорошего качества текста опытным путем выработаны правила выбора гарнитур. Так, рубленые обычно используются для заголовков, с засечками — для основного текста. Рубленые шрифты хуже читаются в мелком кегле, чем шрифты с серифами (исключения составляют такие шрифты, как News Gothics и Franklin Gothics, специально предназначенные для набора в мелком кегле).

Кегль — вертикальный размер символов шрифта, включает в себя высоту литеры и свободного пространства над и под ней (оплечиков). О кегле подробнее см. далее в этой главе.

Для основного текста следует использовать наиболее читаемый, а именно прямой светлый шрифт. Заголовок, занимающий менее трех строк, лучше набрать пожирнее, чем основной текст, если заголовок имеет три и более строки, то он и основной текст могут быть одинаковой жирности. Гарнитуры заголовка и основного текста должны быть совместимы, часто хорошо смотрится сочетание похожих гарнитур, но одинаковых гарнитур одного начертания для текста и заголовка лучше избегать.

При работе над публикацией не теряйте из виду главную цель любого документа — он должен служить средством общения. Публикация должна быть легко читаемой. Перед тем как принимать решение об окончательном дизайне, сделайте пробный отпечаток одной страницы и попробуйте прочитать его с расстояния вытянутой руки. Если это сделать трудно, то, возможно, придется изменить гарнитуры на более читаемые, или поработать с интерлиньяжем, кеглем, трекингом текста. Учтите, что лазерный принтер печатает с разрешением в 5—10 раз меньшим, чем разрешение фотонабора. Поэтому при печати на принтере штрихи будут гораздо толще, чем на пленках, выводимых на фотонаборном автомате. Чем меньше разрешение принтера, тем толще будут буквы.

Интерлиньяж— межстрочное расстояние, кернинг и трекинг определяют межбуквенные пробелы. Подробнее об этих параметрах см. далее в этой главе.

И, наконец, о чувстве меры. Принято, чтобы на каждой странице использовалось не более трех (а лучше двух) наборных гарнитур и не более одной декоративной. В противном случае, вместо привлечения внимания читателя достигается обратный эффект — глаза разбегаются от пестроты, и читать не хочется.


| |


Top.Mail.Ru