7.5. Общие средства редактирования трехмерных объектов
Для редактирования любых трехмерных объектов могут применяться такие универсальные команды, как PROPERTIES, COPY, ERASE, EXPLODE, MOVE, OOPS, REDO, SCALE, UNDO , а также средство редактирования Grips. Работа со всеми этими средствами ведется так же, как и при плоском черчении. Использование ряда других команд редактирования имеет следующие особенности.
При использовании команды ARRAY применительно к трехмерным объектам создается массив объектов, все соответствующие точки которых расположены на одной плоскости, параллельной плоскости XY текущей системы координат. Поэтому с помощью данной команды нельзя создать массив, элементы которого имеют различное расположение относительно оси Z.
При использовании команды MIRROR применительно к трехмерным объектам создается их зеркальное отражение относительно плоскости, проходящей через заданную ось симметрии и перпендикулярной плоскости XY текущей системы координат.
При использовании команды ROTATE применительно к трехмерным объектам производится их поворот относительно оси, проходящей через заданную точку и перпендикулярной плоскости XY текущей системы координат.
При использовании команды STRETCH применительно к поверхностям производится изменение положения их узловых точек. Изменение формы твердотельных объектов с помощью данной команды невозможно (действие команды сводится к перемещению объекта).
Команда 3DARRAY
Назначение:
Создает в пространстве копии объектов в виде прямоугольного или полярного массива.
Вызов команды:
Выпадающее меню: Modi fy >3D Operation > 3D Array
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный ответ :
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы:
Enter the type of array [Rectangular/Polar] <R>:
Введите тип массива [Прямоугольный/поляРный] <параметр по умолчанию>:
Возможный ответ:
Иные возможные ответы:
R используется для задания построения прямоугольного массива; Р используется для задания построения полярного массива.
В режиме создания прямоугольного массива (R) система ведет с пользователем следующий диалог.
Запрос системы:
Enter the number of rows (—)<1>:
Введите число рядов (—) <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Запрос системы:
Enter the number of columns (|||) <1>:
Введите число колонок (|||) <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Запрос системы:
Enter the number of levels (...) <1>:
Введите число уровней (...) <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Запрос системы:
Specify the distance between rows (—):
Задайте расстояние между рядами (—):
Возможные ответы:
Specify the distance between columns (|||):
Задайте расстояние между колонками (|||):
Запрос системы:
Specify the distance between levels (...):
Задайте расстояние между уровнями (...):
Возможные ответы:
После этого система выполнит построение пространственного прямоугольного массива и завершит работу с командой.
В режиме создания полярного массива (Р) система ведет с пользователем следующий диалог.
Запрос системы:
Enter the number of items in the array:
Введите число элементов массива:
Возможные ответы:
Запрос системы:
Specify the angle to fill (+=ccw, -=cw) <360>:
Задайте угол для построения (+=пчс, -=чс) <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Запрос системы:
Rotate arrayed objects? [Yes/No] <Y>:
Поворачивать элементы массива? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный ответ:
Иные возможные ответы:
Y используется, если необходимо, чтобы элементы массива имели одинаковую ориентацию относительно оси создаваемого массива;
N используется, если необходимо, чтобы элементы массива не изменяли первоначальную ориентацию в пространстве;
Запрос системы:
Specify center point of array:
Задайте центр массива:
Запрос системы:
Specify second point on axis of rotation:
Вторая точка на оси вращения:
Возможные ответы:
После этого система выполнит построение пространственного полярного массива и завершит работу с командой.
Команда MIRROR3D
Назначение:
Позволяет создать зеркальную копию объектов относительно произвольно расположенной плоскости.
Вызов команды:
Командная строка: MIRROR3D
Выпадающее меню: Modi fy > 3D Operation > Mirror 3D
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный ответ:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы:
Specify first point of mirror plane (3 points) or [Object/Last/Zaxis/View/XY/YZ/ZX/3points] <3points>:
Задайте первую точку плоскости симметрии (по 3 точкам) или
[Объект/Последняя/ось Z/Bnfl/XY/YZ/ZX/3 точки] <параметр по умолчанию>:
Возможные ответы:
Specify second point on mirror plane:
Задайте вторую точку на плоскости симметрии:
Возможные ответы:
Specify third point on mirror plane:
Задайте третью точку на плоскости симметрии:
Возможные ответы:
Иные возможные ответы:
О используется для задания плоскости симметрии, совпадающей с плоскостью объекта; при этом система выдает дополнительный запрос:
Select a circle, arc, or 2D-polyline segment:
Укажите окружность, дугу или сегмент 2D-полилинии:
Возможный ответ:
L используется для отображения объектов относительно последней указывавшейся плоскости симметрии;
Z используется для задания плоскости симметрии по перпендикулярной к ней оси; при этом система выдает дополнительные запросы:
Specify point on mirror plane:
Задайте точку на плоскости симметрии:
Возможный ответ:
Specify point on Z-axis (normal) of mirror plane:
Задайте точку на оси Z (нормали) плоскости симметрии:
Возможный ответ:
V используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости видового экрана; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point on view plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости вида <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
XY используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости XY текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point on XY plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости XY <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
YZ используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости YZ текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point on YZ plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости YZ <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
ZX используется для задания плоскости симметрии, параллельной плоскости ZX текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify point on ZX plane <0,0,0>:
Задайте точку на плоскости ZX <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы:
Delete source objects? [Yes/No] <N>:
Удалить исходный объект? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный ответ:
Иные возможные ответы:
Y используется, если при создании зеркального отображения объекта исходный объект необходимо удалить;
N используется, если исходный объект удалять не надо.
Далее система выполнит заданные построения и завершит работу с командой.
Команда ROTATE3D
Назначение:
Поворот объектов относительно произвольно направленной оси. Вызов команды:
Командная строка: ROTATE3D
Выпадающее меню: Modify> 3D Operation > Rotate 3D
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможный ответ:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects: Укажите объекты:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы:
Specify first point on axis or define axis by
[Object/Last/View/Xaxis/Yaxis/Zaxis/2points]:
Задайте первую точку оси или определите угол по [Объект/Последняя/Вид/ось Х/ось Y/ось Z/2 точки]:
Возможные ответы:
Specify second point on axis:
Задайте вторую точку на оси:
Возможный ответ:
Иные возможные ответы:
О используется для задания оси, соответствующей определенному объекту; при этом система выдает дополнительный запрос:
Select a line, circle, arc, or 2D-polyline segment:
Укажите окружность, дугу или сегмент 20-полилинии:
Возможный ответ:
Комментарий:
Если в ответ на данный запрос будут указаны отрезок или прямолинейный сегмент плоской полилинии, то в качестве оси вращения будет принята линия, совпадающая с этими объектами. Если же будут указаны окружность, дуга или радиальный сегмент плоской полилинии, то в качестве оси вращения буде принята прямая, перпендикулярная плоскости объекта и проходящая через его центр.
L используется для поворота объектов относительно последней указывавшейся оси;
V используется для задания оси вращения, перпендикулярной плоскости экрана; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the view direction axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси направления вида <значение по умолчанию>:
Возможные ответы :
X используется для задания оси вращения, параллельной оси X текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the X axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси X <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Y используется для задания оси вращения, параллельной оси Y текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the Y axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси Y <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Z используется для задания оси вращения, параллельной оси Z текущей системы координат; при этом система выдает дополнительный запрос:
Specify a point on the Z axis <0,0,0>:
Задайте точку на оси Z <значение по умолчанию>:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы:
Specify rotation angle or [Reference]:
Задайте угол поворота или [Относительно]:
Возможные ответы:
Иной возможный ответ:
R используется для задания относительного утла поворота.
Далее система выполнит поворот указанных объектов и завершит работу с командой.
Команда ALIGN
Назначение:
Позволяет задать положение и ориентацию объекта путем выравнивания его относительно другого объекта.
Вызов команды:
Выпадающее меню: M odify> 3D Operation > Align
Принцип действия данной команды следующий. Последовательно указываются две или три пары точек (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6), причем первая точка из каждой пары ставится в соответствие корректируемому объекту, а вторая — эталонному объекту. Далее система совмещает точки 1 и 2, поворачивает корректируемый объект так, чтобы совпали линии 1-3 и 2-4, а затем вновь поворачивает объект до совмещения линий 1-5 и 1-6. Дополнительно имеется возможность изменить масштаб корректируемого объекта до совпадения длин отрезков 1-3 и 2-4.
При вызове команды система выдает первый запрос:
Select objects:
Укажите объекты:
Возможные ответы:
Далее система выдает повторяющиеся запросы:
Select objects:
Укажите объекты:
Следующий запрос системы
Specify first source point:
Задайте первую исходную точку:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы
Specify first destination point:
Задайте первую назначенную точку:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы
Specify second source point:
Задайте вторую исходную точку:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы
Specify second destination point:
Задайте вторую назначенную точку:
Возможные ответы:
Следующий запрос системы
Specify third source point or <continue>:
Задайте третью исходную точку или <продолжить>:
Возможные ответы:
Specify third destination point:
Задайте третью назначенную точку:
Возможные ответы:
Scale objects based on alignment points? [Yes/No] <N>:
Масштабировать объект до совпадения точек? [Да/Нет] <параметр по умолчанию>:
Возможный ответ:
Иные возможные ответы:
Y используется, если размер корректируемого объекта необходимо изменить до полного совпадения точек;
N используется, если изменять размер объекта не требуется;
После этого система соответствующим образом изменит положение и ориентацию корректируемого объекта и завершит работу с командой.
Замечание:
Изменение размеров корректируемого объекта возможно лишь при выравнивании объектов по двум парам точек.