| |
РАБОТА С ТОЧЕЧНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ
Программа Adobe Illustrator — яркий представитель программ векторной графики, она воплощает практически все достижения в этой области. Одним из достоинств векторной графики является возможность интегрирования в векторный документ точечных изображений, однако, как правило, их обработка ранее сводилась только к перемещению и масштабированию.
Фирма Adobe, проводя последовательную политику соединения всех сноих продуктов в единую и взаимосвязанную технологическую цепочку, существенно расширила возможности преобразования точечных изображений и включила более половины своих фильтров, используемых в программе точечной графики Adobe Photoshop 6.0. Это позволяет, не покидая векторной программы, получать всевозможные визуальные эффекты.
Кроме своих "родных" фильтров, включенных в дистрибутив программы, программа Adobe Illustrator может работать и с фильтрами сторонних разработчиков, так называемыми дополнительными модулями (plug-in). Однажды инсталлированные они вызываются из меню Filter (Фильтр) и работают в соответствии с задачей. Более подробную информацию об установке дополнительных модулей смотрите в главе 2.
Для работы с точечными изображениями предоставляется все больше возможностей. Их можно свободно импортировать в документ с помощью команды Place (Поместить), управлять ими с помощью палитры Links (Связи), трассировать с помошью инструмента Aute Trace (Автотрассировка), использовать множество точечных фильтров, перенесенных из профиммы Adobe Photoshop, а кроме того, точечное изображение может быть конвертировано в векторную мозаику с помощью оригинального филыра Object Mosaic (Векторная мозаика) или в векторную гравюру с помощью фильтра Photo Crosshatch (Векторная фотогравюра).
Все фильтры точечной графики представлены в меню Filter (Фильтр) и разделены на 10 групп: Artistic (Имитация), Blur (Размытие). Brush Strokes (Штрихи), Distort (Деформация), Pixelate (Оформление), Sharpen (Резкость), Sketch (Эскиз), Stylize (Стилизация), Texture (Текстура) и Video (Видео).
Выделив точечное изображение, следует выполнить соответствующую команду (применить фильтр). Как правило, на экран выводится диалоговое окно, в котором необходимо определить параметры фильтра.
Если требуется повторить данную команду еще раз, например, к другому изображению, следует помнить, что имя фильтра, применявшегося последним, отображается в верхних строках списка команд меню Filter (Фильтр) (рис. 12.1). Выбор первой команды, начинающейся со слова Apply (Применить), приводит к выполнению команды с предыдущими установками, а выполнение второй команды выведет на экран диалоговое окно соответствующего фильтра.
Рис 12.1. Меню Filter в верхней части команды повторения фильтра |
Рис 12.2. Окно просмотра диалогового окна фильтра |
Для предварительной оценки воздействия фильтра на изображение следует воспользоваться возможностью окна Preview (Просмотр) (рис. 12.2), которым обладают диалоговые окна подавляющего числа фильтров.
При размещении курсора в окне предварительного просмотра он приобретает вид инструмента Hand (Рука). Нажав кнопку мыши, можно переместить наиболее важный фрагмент изображения, чтобы именно на нем увидеть результат действия фильтра и, судя по нему, подобрать необходимые параметры действия фильтра для адекватного воплощения художественного замысла. В момент перемещения изображение приобретает исходный вид, для обеспечения этого процесса действие фильтра временно прекращается.
В поле предварительного просмотра предусмотрена возможность масштабирования изображения. Для этой цели под окном расположены две кнопки:
для увеличения фрагмента следует использовать кнопку со знаком "плюс"; | |
для уменьшения фрагмента следует использовать кнопку со знаком "минус". |
Между кнопками отображается величина уменьшения или увеличения изображения в процентах. Мигающая линия подчеркивания под значением масштаба свидетельствует о том, что "перерисовка" содержимого поля просмотра еще не окончена.
После установки всех необходимых параметров следует нажать кнопку ОК-Если выполнение фильтра предполагает сложную обработку и потребует достаточно длительного времени, то программа Adobe Illustrator выводит на экран окно Progress (Процесс выполнения) с названием выполняемого фильтра и "полосой прогресса", которая позволит примерно оценить время, требуемое для работы фильтра. В окне также представлена кнопка Stop (Прервать), обеспечивающая возможность прервать процесс.
Фильтры группы Artistic
Фильтры этой группы предназначены для имитации всевозможных художественных приемов и техник, которые используются в традиционных областях искусства (живописи и графики). Сюда относится имитация рисунка карандашом и пастелью, живописи акварельными .красками, гравюры и т. д. Существование этих фильтров, конечно, относится к спорным вопросам применения компьютерных технологий в области изобразительного искусства.
Суть искусства заключается не только и не сколько в применении конкретной техники или какого-то приема, характерного для отдельного вида изобразительного искусства, а в том, что выражается средствами техники или приемами — духовное и эмоциональное содержание произведения.
Поэтому использование приема как такового, без осмысленной художественной задачи носит нарочитый и неорганичный характер "поделки" (и, пожалуй, "подделки").
Фильтр Colored Penci
Фильтр Colored Pencil (Цветные карандаши) служит для имитации рисунка, выполненного цветными карандашами (рис. 12.3). Правда, штриховка у такого рисунка достаточно механическая.
Значение в поле Pencil Widtb (Толщина) определяет толщину грифеля карандаша в диапазоне от 1 до 24.
Поле Stroke Pressure (Нажим) в диапазоне от 0 до 15 устанавливает силу действия карандаша, а поле Paper Brightness (Яркость бумаги) в диапазоне от 0 до 50 — уровень "просвечивания" бумаги сквозь слой штрихов карандашей.
Рис 12.3. Диалоговое окно Colored Pencil |
Рис 12.4. Диалоговое окно Cutout |
Фильтр Cutout (Аппликация) предназначен для имитации графической техники создания рисунка из вырезанных фрагментов разноцветных материалов (бумаги, ткани и пр.). Техника очень близкая по духу к векторной графике. Поэтому изображение после применения такого фильтра идеально для выполнения последующей трассировки (особенно при небольших значениях числа уровней и максимальном значении "простоты краев").
В поле No. of Levels (Число уровней) диалогового окна (рис. 12-4) устанавливается количество цветовых уровней в диапазоне от 2 до 8. Поле Edge Simplicity (Простота краев) в диапазоне от 0 до 10 определяет степень обобщенности контура элемента аппликации: чем выше значение, тем лаконичнее (или "грубее", кому как нравится) контур.
Значение в поле Edge Fidelity (Четкость краев) в диапазоне от 1 до 3 определяет точность передачи резких границ, имеющихся в исходном изображении: чем выше значение, тем точнее передаются такие границы.
Фильтр Dry Brush
Фильтр Dry Brush (Сухая кисть) предназначен для имитации художественной техники сухой кисти (рис. 12.5), которая в традиционном искусстве при мастерском исполнении считается очень эффектной. Для этого фильтра больше подходят монохромные изображения.
Значение в поле Brush Size (Размер кисти) определяет размер мазка кисти в диапазоне от 0 до 10.
Поле Brush Detail (Детализация) служит для установки точности передачи изображения в диапазоне от ] до 10 (чем меньше значение, тем точнее сохраняется исходный рисунок).
Поле Texture (Текстура) в диапазоне от 1 до 3 устанавливает степень использования текстуры, имитирующей своеобразие данной техники.
Рис 12.5. Диалоговое окно Dry Brush |
Рис 12.6. Диалоговое окно Filtti Grain |
Фильтр Film Grain (Зернистость фотопленки) служит для имитации одного из приемов художественной фотографии — увеличенной зернистости (рис. 12.6), особенно хорошо этот прием "работает" с черно-белой фотографией.
Значение в поле Grain (Размер зерна) определяет степень зернистости в диапазоне от 0 до 20.
В поле Hightlight Area (Область светов) в диапазоне от 0 до 20 устанавливается уровень освещенности, а в поле Intensity (Четкость) в диапазоне от О до 10 — уровень детализации изображения.
Фильтр Fresco
Фильтр Fresco (Фреска) предназначен для весьма отдаленной имитации живописной техники по сырой штукатурке — фрески (рис. 12.7).
Значение в поле Brush Size (Размер кисти) определяет размер мазка кисти в диапазоне от 0 до 10.
Поле Brush Detail (Детализация) служит для установки точности передачи изображения в диапазоне от 1 до 10 (чем меньше значение, тем точнее сохраняется исходный рисунок).
Поле Texture (Текстура) в диапазоне от 1 до 3 устанавливает степень использования текстуры, имитирующей своеобразие данной техники.
Рис 12.7. Диалоговое окно Fresco |
Рис 12.8. Диалоговое окно Neon Glow |
Фильтр Neon Glow (Неоновый свет) предназначен для создания изображения в неоновых цветах, например, для имитации Изображения наружной рекламы, использующей неоновые светильники (рис. 12-8).
Значение в поле Glow Size (Область) в диапазоне от -24 до +24 определяет величину области неонового цвета в зависимости от тонового уровня.
В поле Glow Brightness (Яркость) в диапазоне от 0 до 50 устанавливают уровень "свечения" неонового цвета, оттенок которого выбирается в поле Glow Color (Цвет). Щелчок на цветном поле выводит на экран диалоговое окно Color (Цвет).
Фильтр Paint Daubs
Фильтр Paint Daubs (Масляная живопись) предназначен для некоторой имитации художественной техники масляной живописи (рис. 12.9).
Рис 12.9. Диалоговое окно Paint Daubs |
Значение в поле BrusTi Sjze (Размер кисти) определяет размер кисти в диапазоне от 1 до 50, что влияет на степень обобщенности результирующего изображения. Своеобразный стиль масляной живописи заметен именно при больших значениях.
В поле Sharpness (Резкость) в диапазоне от 0 до 40 устанавливается уровень жесткости краев кисти, а также степень слияния соседних мазков друг с другом.
В раскрывающемся списке Brush Type (Кисть) можно выбрать один из типов кисти:
Simple (Обычная) | |
Light Rough (Светлая грубая) | |
Dark Rough (Темная грубая) | |
Wide Sharp (Широкая резкая) | |
Wide Blurry (Широкая размытая) | |
Sparkle ("Искры") |
Последний тип кисти при умело подобранных значениях создает нарядное декоративное изображение.
Фильтры группы Sketch
Фильтры группы Sketch (Эскиз) предназначены для имитации художественных инструментов и материалов, традиционно используемых для набросков или подготовительных работ (гипс, карандаш, уголь и пр.), хотя, как известно, работы, выполненные с их помощью, могут представлять и самостоятельные произведения.
Фильтр Bas Relief
Фильтр Bas Relief (Барельеф) представляет собой вариацию плоского рельефа (рис. 12,42). Для получения хорошего результата необходимо исходное изображение подготовить: конвертировать его в серую шкалу и усилить резкость до необходимого уровня.
Значение в поле Detail (Детализация) определяет уровень "проработан ноет и" деталей в диапазоне от 1 до 15, а в поле Smoothness (Фокусировка) — уровень резкости в диапазоне от 1 до 15 (чем меньше значение, тем ниже резкость).
В раскрывающемся списке Light Direction (Свет) можно выбрать направление освещения, что очень важно для проявления необходимой рельефности;
Bottom (Вниз) | |
Bot. Left (Вниз и влево)> | |
Left (Влево) | |
Top Left (Вверх и влево) | |
Top Right (Вверх и вправо) | |
Right (Вправо) | |
Bot. Right (Вниз и вправо) |
Рис 12.42. Диалоговое окно Bas Relief |
Рис 12.43. Диалоговое окно Chalk & Charcoaf |
Фильтр Chalk & Charcoal (Мел и уголь) предназначен для имитации рисунка, выполненного с применением художественных материалов - угля и мела (рис. 12.43). Обычно в рисунках углем мел применяется крайне деликатно; только для акцентирования возможных бликов на блестящих предметах (в портретах это могут быть только блики в глазу).
Значения в полях Charcoal Area (Уголь) и Chalk Area (Мел) определяют степень использования угля и мела, что по сути является балансом черного и белого в диапазоне от 0 до 20.
В поле Stroke Pressure (Нажим) устанавливают в диапазоне от 0 до 5 уровень черного цвета для угля, который при небольшом нажиме дает белесо-серый тон, а при большом — бархатно-черный.
Фильтр Charcoal
Фильтр Charcoal (Уголь) предназначен для имитации рисунка чистым углем бархатно-черного цвета (рис. 12.44).
Значение в поле Charcoal Thickness (Интенсивность) определяет в диапазоне от 1 до 7 толщину штриха, создаваемого с помощью палочки угля.
В поле Detail (Детализация) устанавливается степень "проработанности" изображения в диапазоне от 0 до 5.
Поле Light/Dark Balance (Тоновой баланс) предназначено для определения порогового уровня белого и черного в диапазоне от 0 до 100.
Рис 12.44. Диалоговое окно Charcoal |
Рис 12.45. Диалоговое окно Chrome |
Фильтр Chrome (Хром) предназначен для имитации бликов и отражений, свойственных хромированным поверхностям, которые не имеют собственных изображений, но в зависимости от окружения (неба, облаков и освещения) создают "картинку" как бы во множестве кривых зеркал (рис. 12.45).
Значение в поле Detail (Детализация) определяет количество отражающих поверхностей в диапазоне от 0 до 10, а в поле Smoothness (Смягчение) — уровень их гладкости также в диапазоне от 0 до 10.
Фильтр Conte Crayon
Фильтр Conte Crayon (Восковой карандаш) служит для имитации рисунка цветным мелком или карандашом на восковой основе, которые создают на плоскости достаточно заметный рельеф (рис. 12.46).
Поля Foreground Level (Основной цвет) и Background Level (Фоновый цвет) определяют степень использования основного или фонового цветов в диапазоне от 1 до 15.
В раскрывающемся списке Texture (Текстура) в списке выбирается тип текстуры и устанавливаются ее параметры:
поле Scaling (Масштаб) устанавливается увеличение текстурного элемента в диапазоне от 50 до 200% | |
в поле Relief (Рельеф) устанавливается уровень рельефа в диапазоне от 0 до 50 |
Рис 12.46. Диалоговое окно Conte Crayon |
В раскрывающемся списке Light Direction (Свет) выбирается направление освещенности рельефа:
Bottom (Снизу) | |
Bot. Left (Снизу слева) | |
Left (Слева) | |
Top Left (Сверху слева) | |
Top Right (Сверху справа) | |
Right (Справа) | |
Bot. Right (Снизу справа) |
Флажок Invert (Инверсия) меняет местами отображение темных и светлых участков изображения.
Фильтр Graphic Pen
Фильтр Graphic Pen (Тушь) служит для имитации рисунка пером и тушью (рис. 12.47).
Значение в поле Stroke Length (Длина штриха) определяет максимальную величину штриха, проводимого пером, в диапазоне от 1 до 15.
В поле Light/Dark Balance (Тоновой баланс) устанавливается в диапазоне от 0 до 100 пороговое значение уровня яркости, которое разделяет изображение на темные (заштрихованные) и светлые области.
В списке Stroke Direction (Тип) можно выбрать одно из направлений шТрИ-ховки пером:
Right Diag. (По диагонали вправо) | |
П Horizontal (Горизонтально) | |
Left Diag. (По диагонали влево) | |
Vertical (Вертикально) |
Рис 12.47. Диалоговое окно Graphic Pen |
Рис 12.48. Диалоговое окно Halftone Pattern |
Фильтр Halftone Pattern (Растровый узор) позволяет имитировать достаточно грубый моноцветный полиграфический растр (рис. 12.48).
Значение в поле Size (Размер) определяет в диапазоне от 1 до 12 размер растровой ячейки, а в поле Contrast (Контраст) — уровень контраста в диапазоне от 0 до 50.
В раскрывающемся списке Pattern Type (Стиль узора) можно выбрать вид растровой точки;
О Circle (Круги) | |
П Dot (Точки) | |
Line (Линии) |
Фильтры группы Video
Фильтры группы Video (Йядео) предназначены для работы с изображениями, полученными с телев1Кй*онн(з?о Ханаяа или предназначенными для передачи на телевизионные устройства.
Фильтр De-Interlace
Фильтр De-Interlace (Удаление чересстрочной развертки) (рис. 12.63) обеспечивает смягчение изображения, полученного захватом (captured) из видеосигнала. Основной принцип заключается в удалении четных или нечетных строк видеоизображений.
Рис 12.63. Диалоговое окно De-Interiaee |
Установка переключателя Eliminate (Удалить) в положениея Odd Fields (Нечетные строки) или в положение Even Fields (Четные строки) обеспечивает удаление соответствующих строк.
При помощи переключателя Create New Fields by (Добавить новые строки с помощью) можно выбрать один из двух способов добавления новых строк:
Dublication (Дублирования) или Interpolation (Интерполяции).
Фильтр NTSC Colors
Фильтр NTSC Colors (Цвета NTSC) обеспечивает преобразование изображения в соответствии с ограничениями цветового охвата телевизионного стандарта National Television Standards Committee (NTSC).
| |