| |
Команда Slice и инструмент Knife
Команда Slice (Разрезать) меню Object/Path (Объект/Контур) предназначена для разбиения объектов на части, определяемые формой выделенного объекта.
Nota Bene. При этом следует учесть, что объект, который требуется разбить, не должен входить в группу. |
Для того чтобы выполнить разбиение объектов на части в соответствии с формой определенного объекта, последний должен быть помещен в самое верхнее положение, например, командой Bring to Front (На передний план) меню Object/Arrange (Объект/Монтаж), и выделен.
Выполнение команды Slice (Разрезать) разбивает нижележащие объекты в соответствии с формой выделенного объекта и удаляет его (рис. 7.58) (если он нужен для дальнейшей работы, полезно иметь его копию). Все полученные фрагменты становятся выделенными, и чтобы получить возможность обратиться к одному из них, необходимо щелкнуть кнопкой мыши вне выделенных объектов, а затем выделить интересующий объект.
Рис 7.58. Исходные объекты и результат действия команды Slice (фрагметы для наглядности разведены) |
Разбить объект можно и с помощью инструмента Knife (Нож) (), который позволяет работать в интерактивном режиме ("вручную"), используя произвольную линию.
Для этого необходимо включить инструмент и протянуть над объектом или группой объектов линию предполагаемого разбиения (рис. 7.59).
Если требуется разбиение по прямой линии, то следует удерживать нажатой клавишу [Alt].
Рис 7.59. Инструмент Knife в палитре инструментов и результат его работы |
Составной (сложный) контур представляет собой объект, состоящий из нескольких перекрывающих друг друга объектов, скомбинированных в единый контур.
Команда Make (Образовать) меню Object/Compound Paths (Объект/Составной контур) позволяет создавать сложные контуры, которые в областях перекрытия исходных объектов получают "дырки" (рис. 7.60), примерами таких контуров, в частности, могут служить некоторые буквы — "О" или "В" и многие другие в противоположность буквам, состоящим из одного контура, например, "П" или "Г".
Рис 7.60. Исходные объекты и результат действия команды Compound Paths/Make |
Сложные контуры в определенной степени напоминают сгруппированные объекты, поэтому для выделения простого контура необходимо использовать инструмент Direct Selection (Частичное выделение) ().
Вместе с тем, следует иметь в виду, что создание очень сложных контуров (со многими уровнями вложения) может привести к проблемам при печати. Если такая ситуация произошла, то надо упростить контуры и добиться идентичного результата более простыми средствами (что, кстати, зачастую элегантнее и эффектнее).
При создании сложных контуров следует также учитывать, что сложный контур принимает параметры заливки самого нижнего контура в "стопке" объектов. После разбиения сложного контура на простые исходные параметры заливок не восстанавливаются.
Сложный контур создается из нескольких выделенных объектов с помощью команды Make (Образовать) меню Object/Compound Paths (Объект/Составной контур).
После выполнения команды сложный контур состоит из областей, заполненных цветной или декоративной заливкой, и областей, сквозь которые "просвечивают" нижележащие объекты.
Если у простого контура, входящего в состав сложного, изменить направление вектора (ведь любой контур — это не что иное, как вектор, который характеризуется, помимо длины, и направлением), то он меняет "свой вклад" в изображение на противоположный.
Выполняется это следующим образом. С помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) () выделяется нужный простой контур в составе сложного. Затем выполняется команда Show Attributes (Показать атрибуты) меню Window (Окно), которая выводит на экран палитру Attributes (Атрибуты).
В палитре Attributes (Атрибуты) представлены две кнопки, изменяющие направление вектора контура — Reverse Path Direction On (Обратное направ-ление контура) и Reverse Path Direction Off (Прямое направление контура). С их помощью можно изменить направление вектора (рис. 7.61).
Разбить выделенный сложный контур можно с помощью команды Release (Отменить) меню Object/Compound Paths (Объект/Составной контур).
Рис 7.61. Составной контур, кнопки направления контура в палитре Attributes и результаты действия кнопок |
Механизм маскирования — чрезвычайно продуктивный способ создания сложных графических композиций. Его эффективность заключается в том, что можно компоновать объекты без кадрирования (обрезки) их вручную. Достаточно поместить их в маскирующий объект требуемой формы — обтравочную маску (clipping mask), и компонуемые объекты будут иметь запланированный вид (рис. 7.62). Маскируемыми объектами могут быть как простые контуры, так и составные (compound paths).
Nota Bene. При активной работе с масками следует иметь в виду, что достаточно сложные маски могут вызывать проблемы при распечатке документов. Простейшее решение проблемы, как и для сложных (составных) контуров — всемерное упрощение. |
Рис 7.62. Исходные объекты и полученный маскированный объект |
Для того чтобы выяснить количество масок в документе, необходимо выполнить команду Document Info (Информация о документе) меню File (Файл), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно.
В разделе Objects (Объекты) диалогового окна приводится информация об имеющихся объектах, в том числе о количестве масок — строка Clipping Masks (рис. 7.63).
Для того чтобы узнать, является ли данный объект маской, необходимо его выделить и выполнить команды Selection Only (Только выделенные объекты) и Objects (Объекты) меню палитры. Кроме того, для выделения всех масок в документе существует специальная команда Masks (Маски) меню Edit/Select (Редактирование/Выделить).
Для создания маски необходимо выделить соответствующие объекты, причем маскирующий объект (форма которого маскирует все остальные объекты) должен занимать самое верхнее положение. В том случае, если маскируемые объекты располагаются на разных слоях, то этот факт следует иметь в виду при отключении слоев или при перемещении объектов на слоях. Об особенностях обтравочных масок при работе со слоями смотрите в главе 10.
Рис 7.63. Строка Clipping Masks в диалоговом окне Document Info |
Затем выполняется команда Make (Образовать) меню Object/Clipping Mask (Объект/Обтравочная маска), которая удаляет параметры контура и заливки маскирующего объекта (он "скрывается", выполнив свою миссию).
>Для "извлечения" объектов "из-под маски" следует выделить маскирующий объект и выполнить команду Release (Отменить) меню Object/Clipping Mask (Объект/Обтравочная маска). При этом не стоит забывать, что у маскирующего объекта сохранился контур, который при отсутствии параметров продолжает оставаться невидимым. Для исправления такого положения необходимо выделить этот объект и присвоить ему параметры контура (или заливки) или удалить его.
Для масок в программе предусмотрены специальные команды фиксирования Lock (Закрепить) и прекращения фиксирования Unlock (Освободить), расположенные в меню Object/Masks (Объект/Маски).
Созданную маску можно в любой момент отредактировать: взыскательный художник всегда найдет, что поправить.
Для того чтобы выделять объекты, входящие в маску, необходимо использовать инструмент Group Selection (Выделение в группе) (), как и при работе с группой. | |
Для того чтобы добавить в существующую маску новый объект, необходимо новый объект расположить поверх маски в надлежащем по замыслу положении, выполнить команду Cut (Вырезать) меню Edit (Правка). Затем с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) () выделить из маскированных объектов тот, относительно которого требуется разместить новый объект, и выполнить одну из команд Paste in Front (Вклеить вперед) или Paste in Back (Вклеить назад) меню Edit (Правка) в зависимости от того, перед этим объектом или позади него должен располагаться новый объект. | |
Для того чтобы удалить из маски один из объектов, следует выделить его с помощью инструмента Direct Selection (Частичное выделение) () и удалить, например, выбрав команду Cut (Вырезать) меню Edit (Правка). | |
Для того чтобы использовать контур маски не только для отсечения ненужных частей маскируемых объектов, но для изобразительных целей, допустимо присвоить маскирующему объекту параметры заливки и обводки обычным образом (рис. 7.64). Смотрите об этом в главе 8. | |
Если потребуется конвертирование векторной маски в точечное изображение с помощью команды Rasterize (Растрировать) меню Object (Объект), то следует учитывать тот факт, что общий размер получаемого точечного изображения будет включать и невидимые части маскируемых объектов (рис. 7.65). |
Рис 7.64. Выделенный контур маски и результат присвоения ему параметров заливки и обводки |
Рис 7.65. Векторная маска и точечное изображение, полученное из неё |
Превращение точечных изображений в векторные
Фильтр Object Mosaic
Фильтр Object Mosaic (Векторная мозаика) меню Filter/Create (Фильтр/Создать) предназначен для превращения точечного изображения в векторную мозаику (рис. 7.66) — заданного числа окрашенных прямоугольников, в своей совокупности представляющих исходное изображение.
Данный фильтр "работает" со всеми типами точечных изображений, в том числе с созданными с помощью команды Rasterize (Растрировать).
Одноименное диалоговое окно (рис. 7.67), которое вызывается одноименной командой меню Filter/Create (Фильтр/Создать), позволяет определить следующие параметры изображения.
Группа New Size (Новый размер) предназначена для изменения размерности изображения, исходные значения которого отображаются в соседней группе Current Size (Текущий размер). | |
Группа Tile Spacing (Интервал между элементами) позволяет установить расстояние между элементами мозаики. Интервал создается за счет уменьшения элемента мозаики, поэтому диапазон его значений ограничен. | |
Группа Number of Tiles (Количество элементов) служит для установки количества элементов по горизонтали и вертикали. | |
Для того чтобы выполнить пропорциональные изменения относительно ширины или высоты, необходимо установить в соответствующее положение переключатель Constrain Ratio (Сохранить пропорции относительно). Щелчок на кнопке Use Ratio (Обеспечить пропорции) осуществляет пересчет значений. | |
Переключатель Result (Результат) позволяет определить тип получаемой мозаики: установка переключателя в положение Color (Цветной) определяет цветную мозаику, а в положение Gray (Серый) — мозаику в градациях серого. | |
Флажок Resize using Percentages (Изменять размер в процентах) позволяет задавать размерность в относительных единицах. | |
Флажок Delete Raster (Удалить точечное изображение) обеспечивает удаление исходного точечного изображения после конвертирования его в векторную мозаику. |
Рис 7.66. Исходное точечное изображение и результат работы фильтра Object Mosaic |
Рис 7.67. Диалоговое окно Object Mosaic |
Фильтр Photo Crosshatch (Векторная фотогравюра) меню Filter/Pen and Ink (Фильтр/Штриховка) предназначен для превращения точечного изображения в векторный объект, имитирующий гравюру (ближайший аналог — гравюра на металле).
В результате работы фильтра создается несколько слоев штриховки, каждый из которых представляет определенный диапазон яркости исходного точечного изображения (рис. 7.68).
В диалоговом окне Photo Crosshatch (Векторная фотогравюра) (рис. 7.69), которое вызывается одноименной командой меню Filter/Pen and Ink (Фильтр/ Штриховка), можно определить следующие параметры.
Рис 7.68. Исходное точечное изображение и результат работы фильтра Photo Crosshatch |
Рис 7.69. Диалоговое окно Photo Crosshatch |
В списке Hatch Layers (Количество слоев штриховки) можно выбрать значение от 1 до 8. Каждому слою ставится в соответствие определенный тоновый диапазон, о чем свидетельствуют черточки под гистограммой. | |
С помощью трех треугольных движков можно изменять пороговые значения черного и белого цветов. Средний движок служит для изменения порогового значения для каждого диапазона в сторону белого (перемещением вправо) или в сторону черного (перемещением влево). Крайние движки определяют максимальный уровень светлого (правый движок) или темного (левый движок). | |
Поле Density (Плотность) определяет насыщенность элементами штриховки. | |
Поле Dispersion Noise (Случайное распределение) определяет диапазон интервалов между элементами штриховки (в диапазоне от 0 до 300%). | |
Поле Thickness (Толщина) определяет толщину элементов штриховки (в диапазоне от 0,1 до 10 пунктов). | |
Поле Max. Line Length (Максимальная длина линии) служит для установки длины линии в диапазоне от 5 до 999 пунктов. | |
Поле Rotation Noise (Случайное вращение) определяет величину отклонения при вращении элементов штриховки в диапазоне от —360 до 360 градусов. | |
Поле Rotation Variance (Вариация вращения) определяет величину, на которую отличается угол вращения каждого слоя, в диапазоне от 0 до 100%. | |
В поле Top Angle (Угол вращения верхнего слоя) устанавливается исходный угол вращения для самого верхнего слоя штриховки в диапазоне от —360 до 360 градусов. |
| |