Глава 3.
Графический редактор PSpice Schematics пакета OrCAD 9.2, заимствованный из популярного в свое время пакета DesignLab [7], предназначен только для передачи данных в программы моделирования PSpice и параметрической оптимизации PSpice Optimizer. Если же необходимо разработать ПП, то созданную в PSpice Schematics схему необходимо импортировать в программу OrCAD Capture по команде File>Import Design и затем по команде Tools>Create Netlist составить список соединений проекта для дальнейшей передачи в OrCAD Layout.
После загрузки графического редактора под управлением Windows (головной модуль программы находится в файле psched.exe, загружается щелчком по пиктограмме, файл конфигурации pspice.ini аналогичен файлу msim.ini пакета DesignLab, см. замечание в конце разд. 1.2) выводится его основной экран (рис. 3.1). В верхней части экрана располагается горизонтальное меню, состав пунктов которого зависит от выбранного режима редактирования:
После загрузки программы устанавливается режим редактирования схем. На схему наносятся изображения символов компонентов, которые соединяются электрическими проводниками или линиями групповой связи (шинами), а также имена цепей и текстовые надписи, редактируются и создаются вновь атрибуты компонентов. Схема может располагаться на одной или нескольких страницах, возможны иерархические структуры. Правильность составления схемы проверяется с помощью команды Analysis>Electrical Rule Check; отыскиваются, конечно, лишь простейшие ошибки, например неподсоединенные выводы.
В центре верхней строки экрана размещается имя файла текущей схемы и номер страницы. Звездочка (*) перед именем схемы означает, что в схему внесены изменения, которые еще не сохранены. После номера страницы в скобках указывается состояние схемы: simulation - - выполнение моделирования; simulation error — ошибки, возникшие при моделировании, current — отсутствие изменений в схеме после выполнения моделирования, stale — измененная схема.
В нижней части экрана размещается строка состояний. В ней слева указаны текущие координаты курсора X, Y в выбранной системе единиц (английской или метрической, устанавливается по команде Options>Page Size). Справа указывается имя текущей подкоманды, а посередине — строка сообщений с краткими указаниями по выполнению текущей команды.
Рис. 3.1. Экран редактора PSpice Schematics в режиме редактирования схем
После выбора команды из меню команд вниз разворачивается подменю со списком подкоманд, ряд которых имеет опции для их настройки, устанавливаемые в диалоговых окнах. Выбор пункта меню осуществляется с помощью клавиатуры или мыши. При использовании клавиатуры для выбора пункта горизонтального меню нажимается клавиша Alt и одновременно клавиша с буквой, подчеркнутой в имени команды (см. рис. 3.1). Для вызова команды из ниспадающего меню просто нажимается клавиша с подчеркнутой буквой. Кроме того, имеется набор ггиктограмм для быстрого вызова наиболее употребительных подкоманд (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Пиктограммы редактора схем
Команда |
Команда |
||
File>New (построение новой схемы) |
Edit>Attributes(peдактирование атрибутов выбранного компонента) |
||
File>Open (загрузка существующей схемы) |
Edit>Symbol (редактирование символа, выбранного на схеме) |
||
Команда |
Команда |
||
File>Save (сохранение схемы) |
Analysis>Setup (задание директив моделировании) |
||
File>Print (немедленный вывод на принтер) |
Analysis>Simulate (выполнение моделирования) |
||
Edut>Cut (удаление выбранного объекта с размещением его в буфере) |
Graphics>Arc (рисование дуги) |
||
Edit>Copy (копирование выбранного объекта в буфер) |
Graphics>Box (рисование прямоугольника) |
||
Edit>Past (размещение на схеме объекта, находящегося в буфере) |
Graphics>Circle (рисование окружности) |
||
Edit>Undo (откат назад) |
Graphics>Polyline рисование полилинии) |
||
Edit>Redo (откат вперед) |
Graphics>Pin (добавление вывода к символу компонента) |
||
View>Redraw (перечерчивание) |
Draw>Text, Graphics>Text (ввод строки текста) |
||
View>In (увеличение масштаба) |
Draw>Text Box (ввод на схеме нескольких строк текста, заключенных в рамку) |
||
View>Out (уменьшение масштаба) |
Draw>Insert Picture (ввод рисунка) |
||
View>Area (вывод на весь экран окаймленной части схемы) |
Нанесение маркера для построения в программе Probe графика узлового потенциала |
||
View>Fit (вывод на весь экран всей схемы) |
Нанесение маркера для построения в программе Probe графика тока через вывод компонента |
||
Draw>Wire (изображения проводника на схеме) |
Вывод на схему значений потенциалов по постоянному току всех узлов |
||
Draw>Bus (изображения на схеме линии групповой связи — шины) |
Показать /удалить значение потенциала по постоянному току выбранного узла схемы |
||
Draw>Block (размещение на схеме блока, имеющего иерархическую структуру) |
Вывод на схему значений постоянных токов всех ветвей схемы |
||
Draw>Get New Part (размещение на схеме нового символа), Part>Get (выбор символа компонента для редактирования) |
Показать/удалить значения постоянного тока выбранного компонента схемы |
||
Part>Symbol Wizard (вызов мастера создания символов) |
|
||
Нажатием (щелчком) левой кнопки мыши выбираются пункты меню и команды, а на чертеже схем — различные объекты (компоненты, их выводы, проводники, метки, элементы графики и т.п.). Выбранные объекты ярко высвечиваются (обычно красным цветом). Работа с мышью производится по правилам, указанным в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Работа с мышью
Клавиша мыши |
Действие |
Функция |
||
Левая |
Одинарный щелчок |
Выбор объекта (выбранный объект изменяет окраску) |
||
Одинарный щелчок на выбранном объекте и удерживание кнопки |
Буксировка выбранного объекта |
|||
Двойной щелчок при расположении курсора на объекте |
Редактирование выбранного объекта |
|||
Shift+одинарный щелчок |
Выбор нескольких объектов |
|||
Двойной щелчок |
Завершение команды |
|||
Правая |
Одинарный щелчок |
Прерывание команды |
||
Двойной щелчок |
Повторение предыдущей операции |
|||
Поясним основные функции мыши.
Выбор — выбор объекта (компонента, проводника, текста и т.п.) осуществляется щелчком левой кнопки мыши. Цвет выбранного графического объекта (символ, проводник, шина) изменяется обычно на красный. При выборе атрибута компонента он окаймляется прямоугольной рамкой, а символ компонента, которому он принадлежит, — пунктирной рамкой. Выбор следующего объекта отменяет выбор предыдущего. Для одновременного выбора группы из нескольких объектов нужно при их выборе нажать и удерживать кнопку Shift, для исключения объекта из группы нажимается Shift и производится щелчок по объекту. Выбор всех объектов, находящихся в некоторой области, осуществляется нажатием левой клавиши мыши и ее удерживанием при перемещении мыши по схеме — в результате на экране появляется растягивающийся прямоугольник (Region of Interest box, ROI), положение которого фиксируется при отпускании клавиши. Выбранный объект, группу объектов или область можно перемещать, вращать, копировать и удалять.
Буксировка — перемещение одного или нескольких выбранных объектов или области выполняется нажатием и удерживанием левой клавиши мыши, после чего курсор перемещают в новое положение. Фиксация выполняется после отпускания клавиши.
Отмена команды — отмена текущей команды выполняется нажатием на клавиатуре кнопки Esc, выбором режима Cancel в диалоговом окне, редактирования или однократным щелчком левой клавиши мыши.
Растягивание — при выполнении команды Draw>Block на схеме появляется изображение прямоугольного блока, размеры которого изменяются с по-
мощью левой кнопки мыши. В режиме редактирования схем и символов аналогично растягиваются линии, прямоугольники, дуги и окружности, введенные по командам Draw>Polyline, Draw>Box, Draw>Arc, Draw>Circle.
Редактирование атрибутов — двойной щелчок на символе компонента, проводнике, тексте или атрибуте вызывает на экран диалоговые окна редактирования.
Для ускорения работы с графическим редактором ряд наиболее употребительных команд, помимо пиктограмм, вызывается с помощью функциональных клавиш Fn и комбинаций клавиш, назначение которых приведено в табл. 3.3, 3.4.
Таблица 3.3. Функциональные клавиши
Функциональная клавиша |
Редактирование схем |
Редактирование символов |
||
F1 |
Помощь, Help |
Помощь, Help |
||
F2 |
Перейти на нижний уровень иерархии, Navigate>Push |
Включение сетки, Options>Display Options |
||
F3 |
Перейти на верхний уровень иерархии, Navigate>Pop |
— |
||
F4 |
Привязка текста к сетке, Options>Display Options |
Привязка текста к сетке, Options>Display Options |
||
F5 |
Ортогональность, Options>Display Options |
Автоматическая прокрутка, Options>Display Options |
||
F6 |
Привязка к сетке, Options>Display Options |
Привязка к снетке, Options>Display Options |
||
F7 |
Автоматическая нумерация проводников /портов, Optipns>Auto-Naming |
— |
||
F8 |
Автоматическое повторение, Options>Auto-Repeat |
Автоматическое повторение, Options>Auto-Repeat |
||
F9 |
Режим «резиновой нити», Options>Display Options |
— |
||
F10- |
Вывод списка ошибок, File>Current Errors |
Вывод списка ошибок, File>Current Errors |
||
F11 |
Вызов программы моделирования, Analysis>Simulate |
— |
||
F12 |
Вызов программы Probe, Analysis>Probe |
— |
||
Примечание.
Нажатие клавиш Shift+Fn отменяет действие соответствующей команды.
Таблица 3.4. Комбинации функциональных клавиш
Комбинация клавиш |
Редактирование схем |
Редактирование символов |
||
Cirl+A |
Просмотр области, View>Area |
Просмотр области, View>Area |
||
Ctrl+B |
Ввод шины, Draw>Bus |
— |
||
Ctrl+C |
Копирование в буфер обмена, Edit>Cut |
— |
||
Ctrl+D |
Провести проводник заново, Draw>Rewire |
Определение корпуса, Part>Definition |
||
Ctrl+E |
Ввод метки, Edit>Label |
Редактирование упаковочной информации, Packaging>Edit |
||
Ctrl+F |
Зеркальное отображение, Edit>Flip |
Зеркальное отображение, Edit>Flip |
||
Ctrl+G |
Взять новый символ, Draw>Get New Part |
Взять новый символ, Part>Get |
||
Ctrl+H |
— |
Изменить, Edit>Change |
||
Ctrl+I |
Увеличить изображение, View>In |
Увеличить изображение, View>In |
||
Ctrl+L |
Перерисовать, View>Redraw |
Перерисовать, View>Redraw |
||
Ctrl+M |
Пометить маркером цепь для вывода ее потенциала с помощью программы Probe, Markers>Mark Voltage>Level |
|
||
Ctrl+N |
Перерисовать схему на всю страницу, View>Fit |
Перерисовать символ на весь экран, View>Fit |
||
Ctrl+0 |
Уменьшить изображение, View>Out |
Уменьшить изображение, View>Out |
||
Ctrl+P |
Поместить на схему символ, Draw>Place Part |
Список выводов, Part>Pin List |
||
Ctrl+R |
Повернуть символ на 90°, Edit>Rotate |
Повернуть символ на 90°, Edit>Rotate |
||
Ctrl+S |
Сохранить, File>Save |
Сохранить, File>Save |
||
Ctrl+T |
Ввести текст, Draw>Text |
Тип вывода, Edit>Pin Type |
||
Ctrl+Z |
Восстановить удаленный объект, Edit>Undo (откат назад) |
Восстановить удаленный объект, Edit>Undo (откат назад) |
||
Ctrl+V |
Взять из буфера, Edit>Past |
Взять из буфера, Edit>Past |
||
Ctrl+W |
Ввести проводник, Draw>Wire |
— |
||
Ctrl+X |
Удалить объект с копированием в буфер, Edit>Cut |
Удалить объект с копированием в буфер, Edit>Cut |
||
Ctrl+Y |
Отменить удаление объекта, Edit>Redo (откат вперед) |
Отменить удаление объекта, Edit>Redo (откат вперед) |
||
Delete |
Удалить объект, Edit>Delete |
Удалить объект, Edit>Delete |
||
Пробел |
Повторить, Draw>Repeat |
Повторить, Draw>Repeat |
||
Для визуализации результатов моделирования на схему наносятся различные маркеры и символы:
Нажатие на пиктограмму приводит к выводу на схему значений узловых потенциалов всех узлов схемы, из которых большая часть неинформативна и они загромождают изображение схемы. Поэтому их приходится стирать, поочередно помечая курсором значение узлового потенциала и затем щелкать курсором по пиктограмме, что для сложных схем занимает много времени. Поэтому при необходимости просмотреть значения небольшого числа узловых потенциалов по постоянному току удобнее помечать их символом ~р (см. рис. 3.1).