При печати цветных документов возникает технологическая проблема, сходная с той, которую ставила передача полутонов. Растрирование позволило избежать печати каждого оттенка цвета отдельной краской, но как же быть с печатью самих цветов? Количество цветов, имеющихся в любой фотографии, столь велико, что о применении отдельных красок не может идти и речи. Решение проблемы состоит в цветоделении. Под цветоделением понимают представление цветов изображения сочетанием базовых цветов, взятых в разных пропорциях. Такой путь выбрала и сама природа, создавая органы зрения животных, точнее тех немногих из них, которые обладают цветовым зрением. Фоторецепторы сетчатки воспринимают всего три базовых компонента цвета, а мозг объединяет их в полноцветное изображение. По этой причине для. передачи любого цвета достаточно всего трех базовых компонентов. Именно на основе трех базовых компонентов построены все теоретические цветовые модели, с которыми вы уже знакомы. По существу описание цвета в любой из них эквивалентно цветоделению.
а
б
в
г
д
Рис. 23.13. Композитное изображение (а) и цветоделенные формы: голубая (б), пурпурная (в), желтая (г) и черная (д)
Наиболее широкое технологическое применение нашли модели RGB и CMYK. Модель RGB применяется в сканерах, цифровых камерах, монитоpax, a CMYK — в процессах печати. Такое "разделение обязанностей" обусловлено различием принципов передачи цветов. Как аддитивная цветовая модель, RGB представляет излучаемые цвета: излучение люминофора, лампы сканера, реальных объектов. Краски описываются субтрактивной моделью CMYK. Именно представление цветов в модели CMYK обычно и называют цветоделением. Оно дает возможность вместо отдельной краски для каждого цвета использовать всего четыре, соответствующие базовым цветам CMYK: голубой, пурпурной, желтой и черной.
Результатом цветоделения являются четыре растрированные полутоновые формы, в которых плотность растра соответствует содержанию базовых (или триадных) красок (рис. 23.13).
На устройстве печати цветоделенные формы переносятся на бумагу каждая краской своего цвета. Таким образом, цветные устройства печати имеют дело не с одним, а с четырьмя полутоновыми растрами, которые выводятся отдельными красками.