Вы здесь

2. Верстаем газету (II)


Теперь можем взглянуть, правильно ли мы сработали. Откроем разворот 2-й 3-й страницы и полюбуемся, все ли так, как хотелось бы. Но прежде опять выделю! значки номеров страниц (каждый в отдельности) и назначим им другой шрифт — примеру, BernhardC. А теперь откроем разворот.


Рис. 27. Разворот газеты

Нет, вроде бы ничего.

Теперь отдельно взглянем, как смотрится номер страницы на фоне овальной плашки, получившейся из прямоугольной с закругленными углами.


Рис. 28. Действительно вроде бы ничего

Ну, тогда идем дальше. Теперь наша задача — дать газете правильный заголовок. Не в смысле назвать ее (мы уже поименовали), а «родить» Первую полосу — лицо газеты. Это самое порой сложное из всего, что связано с производством печатного органа. В ходе вашей работа по макетированию и верстке, если вы собираетесь этим заниматься всерьез, вы множество раз убедитесь в этом.

Заголовок

Все известные нам десятилетиями газеты — независимо от того, нравились они нам или нет по содержанию — носили запоминаемые заголовки. И не по содержанию, а визуально. «Правда» и «Известия», «Комсомольская правда» и «Социалистическая индустрия», «Труд» и «Советский спорт» — все они отличались характерными, броскими, очень узнаваемыми заголовками, набранными великолепными шрифтами. Вернее, это были уже не наборы, а— логотипы. Вот почему еще я сказал о логотипе осторожно — чтобы вставить в лицо газеты эту «мушку», «родинку», надо пережить множество бессонных ночей. Не ошибиться — главная и часто, бывает, невыполнимая задача, когда вы ищете лицо газеты.

Конечно, сейчас я не стану думать на эту тему: бессмысленно. В качестве логотипа мы выберем нечто условное, какое-нибудь изображение, может быть, вовсе не имеющее отношения к содержанию или направлению газеты. Просто необходимо заполнить вакуум.

Но еще посмотрим, возможно, никакого вакуума и не будет — в зависимости от того, как именно ляжет на полосу заголовок.

Теперь поговорим о конкретном месте этого заголовка.

Если помните, заголовки газет советского времени, несмотря на то что были важными и очень ценимыми, не особенно бросались в глаза при продаже их в киосках. Это, может быть, и не нужно было: все знали пять-шесть центральных газет и могли узнать их без всяких заголовков.

Теперь задача для имени газеты — броситься в глаза. Не в том распространенном переносном смысле, что, мол, переплюнуть других (хотя и доля этого тоже есть), а в смысле — буквально показаться на глаза покупателю. Зная нынешнюю перенасыщенность книжно-газетных развалов и лотков, вы, думаю, поймете, о чем речь. Надо вычислить, как чаще всего раскладывает газетный торговец номера всевозможных газет — только ли названия у него лежат, перекрывая друг друга, или хватает места выставить хотя бы половину первой полосы, куда входит и заголовок. Все надо предусмотреть.

Заголовок должен быть виден сразу и как можно лучше. Было бы глупо прятать заголовок в самый низ первой полосы (часто книги выходят с такими заголовками-названиями, но то книги, да и уже не сейчас, потому что многие книгоиздатели давно используют стереотип, помещая название книги в самый верх обложки). Еще глупее — понадеяться на то, что кто-то из покупателей возьмет номер в руки и внимательно рассмотрит первую полосу, убедится, есть ли кроссворд на последней  так далее. Броско, коротко, заманчиво — вот девиз издания, если оно желает стать популярным. Ну, пусть не популярным, но хотя бы распроданным. Итак, обращаемся непосредственно к первой полосе.


Рис. 29. Пустая первая полоса

Взглянем, что прежде всего надо сделать.

А сделать надо вот что: избавиться от Верхнего и Нижнего Колонтитулов и от номера страницы. Совсем не назначать их было бы накладно: у нас ведь может (и чаще всего) оказаться не четыре полосы, а 16, 32, 48 и даже больше. Потому Колонтитул и назначается общий сразу на все полосы.

Рисуем большой длинный (в ширину полосы) Прямоугольник и назначаем ему белый контур и белый цвет заполнения. Этим Прямоугольником закрываем весь Верхний Колонтитул.


Рис. 30. «Вот и нету великана!»

Это не все. Теперь копируем Прямоугольник в Буфер и опять вклеиваем его. Этим вторым возникшим Прямоугольником закрываем, занавешиваем весь Нижний Колонтитул.


Рис. 31. Закрыли Нижний Колонтитул

Вот теперь вся страница похожа на ту, на которой стоит поработать. Тем бол что это первая полоса.

Какого размера должно быть название газеты? Конечно, большого, конечно, хотя бы в шестую часть высоты первой полосы, тем более что имя из двух слов можно поместить в «два этажа». Это связано опять же с тем, что газету формата A31 торговцы складывают вдвое, и от привлекательной картинки на первой полосе практически ничего не остается, но зато кладут газету на прилавок так, что видно название. Если оно мелкое, покупатель (потенциальный читатель) ничего не разглядит: слишком все теперь пестро.

Значит, не думать о броской картинке. Значит, думать только о том, как «сыграет» заголовок.

Мы помним шрифт, каким писали название газеты в Колонтитуле. Это - AdverGothicC. Вот этим шрифтом и напишем.


Рис. 32. Подложка под заголовок

Прежде всего выберем соответствующую собственным вкусам или пристрастиям подложку, подкладку под заголовок. Это уже художественное решение. Кстати, по таким вот деталям иногда легко расшифровать, какому верстальщику была заказана газета. Если разобраться, по-настоящему хороших верстальщиков мало. Себя к ним, упаси Боже, не отношу, но хочу сказать о почерке. Опытный верстальщик обязательно обладает отличимым от всех почерком — как высококлассный радист. Лучше всего почерк определяется по новому изданию, где в первом номере мастеру дали «отвязаться», потому что заказчик, как правило, начиная новое дело, сам не очень хорошо знает, чего он хочет. Тем более что начинают или дилетанты в газетном деле (предприниматели, захотевшие прославиться, издавая или спонсируя некоторый печатный орган), или дилетанты в журналистике и полиграфии (к примеру, писатели), или люди, очень желающие донести до читателя какие-то животрепещущие вопросы и знающие, как это делать, но люди, совершенно не знакомые со спецификой технологии подачи материала. Здесь номер делает почти в 100 процентах из 100 — верстальщик. Тем более что все три категории таких издателей не имеют представления, что у газеты, кроме главного редактора, обязательно должен быть главный художник. Или скупятся на оплату его работы...

Очень жаль. А ведь главный художник, который решит лицо газеты, можно сказать, сделает половину дела, а то и больше. Первоначальные затраты на разработку первого макета или пилотного номера обязательно окупятся. А уж если художник на этом деле собаку съел... Но в жизни не так.

Большую роль играет привычка. Когда-то, лет пять-восемь назад вышел первый номер газеты «Мир новостей». Тогда это была необычная газета, освещающая многие вопросы повседневности и ведущая несколько популярных рубрик. Но лицо газеты по сей день практически не изменилось, хотя техника, которой делается газета, давным-давно шагнула далеко вперед. Возникают и исчезают программы, меняется операционная среда... До сих пор в «Мире новостей» не научились ставить вместо дефисов тире. Из-за этого резко снижается доверие к изданию: они заявляют, что у них тираж 800 тысяч экземпляров, а я вижу, что набор осуществляется до сих пор в MS-DOS. Или, на худой конец, в примитивном «Ворде». Конечно, при периодичности один раз в неделю никакой верстальщик не угонится заменить все дефисы, проставленные вместо тире, на само тире. Вот наконец-то совсем недавно, с полгодика, появились в газете приличные и узнаваемые по почерку заголовки. Ну, думаю, хорошего верстальщика нашли, но ему не доверяют материал, сидит на заголовках. И что же? Недавно просматриваю газету и читаю: «Газете «Мир новостей» требуется верстальщик»... Прискорбно. Как привыкли работники газеты к такому-то типу работы с макетом, так и не собираются отвыкать. Скоро может получиться так, что «Мир новостей» перестанет кого-либо интересовать, тем более что теперь половина номера или больше — отдается рекламе.

Опытному верстальщику очень трудно в таких условиях проявить себя и стать по-настоящему полезной единицей в коллективе издательской группы. «Нет, мы так не делаем, нам так не надо», — скажут ему те, кто, сам того не желая, тянет ев издание на задворки. А он-то делал так, как надо для того, чтобы остаться плаву...

Но мы отвлеклись. Речь шла о подложке для заголовка. Нарисовали прямоугольник, закрасили его серым цветом, назначили некоторую линию вместо скучной а линии контура, скруглили углы (опять путем изменения автофигуры: оказалось, что прямые углы с колючими вершинами не очень подходят для этой газеты, хотя она у нас и чисто теоретическая). Потом я подумал и нарисовал еще один контур — внутренний. Это еще один Прямоугольник со Скругленными Углами, которые немного заострены по сравнению с тем, что рисуется по умолчанию. Этот второй Прям угольник пришлось обесцветить (назначил в меню Move Fill Colors или в поле диалога Format AutoShape опцию No Fill — Нет Заливки). Пока все.


Рис. 33. Написали имя газеты

Затем (рис. 33) назначили в поле подложки Текстовый Блок и шрифтом, о котором говорили, написали заголовок газеты. В первой строке, как вы видите, пришлось поработать опциями трекинга и ширины символа. Все это легко находится на Панели Measurement.

Пока тоже все.

Теперь скопируем написанный текст в Буфер Обмена. Делается это выделением самого текста, а не блока. Если выделить текстовый блок, то лишь блок и скопируется. Особенно учтите это обстоятельство на тот случай, когда вам придется что-нибудь вырезать, чтобы потом вставить. Может так получиться, что вы долго работали над содержимым, а потом в одну секунду его потеряли. Вставляете из Буфера, а вставляется только пустой блок... Выделяйте тест мышкой — либо протаскиванием, либо тремя щелчками. И уж тогда копируйте в Буфер. Все скопируется с теми настройками, какими обладает данный текст.

Потом я нарисовал Тестовый Блок ниже серого поля. После того, как вы нарисовали текстовый блок, в нем обязательно запульсирует курсор. Это значит, что блок готов принимать текст. Что ж, дадим ему текст. Командуем Вставить — или в меню Edit, или с Панели управления. И наш «Свет разума» в виде почти идентичного дубликата появляется в поле Текстового Блока. Почему «почти»? Потому что не рисовал я новый Текстовый Блок с точным приближением к первому. Рисовал на глазок.


Рис. 34. Дубликат названия газеты

После этого совершаем следующие действия. Выделяем текст в новом Текстовом Блоке и через кнопку Панели управления Цвет Текста назначаем цвет — белый. Затем открываем кнопку Заливка (рядом на той же Панели) и назначаем Fill, то есть полную прозрачность фрейма.

Берем Блок с белым текстом и, принеся на серое поле, оставляем там — вы: видите на рисунке 35. Получился белый текст и его тень, причем резкая, черная.


Рис. 35. Заготовка заголовка

Дальше. Я придумал вставить в серое поле заголовка вместо логотипа — фото Стоунхенджа, древнейшего памятника на территории Англии, авторов которого никто всерьез не знает. Стоунхендж, как доказал Дж. Хокинс еще в 1963 году, использовался как древнейшая обсерватория и одна из самых древних вычислительных машин. Что это, как не разум? А разум — свет. Кстати сказать, я выбрал фото именно поэтому: Стоунхендж умнее нас всех, с нашей продвинутой! наукой. Как бы мы ни пыжились, наука и техника наши очень здорово умеют лишь... убивать. На пользу работают плохо. Заразить атмосферу, выпустить наружу опасный вирус — это мы умеем. Лечить не научились, а выпускаем...


Рис. 36. Стоунхендж с высоты птичьего полета (аэрофотосъемка)

Как видите, заголовок обошелся без логотипа. К тому же, когда вставили, оказалось, что черная линия внутреннего контура не гармонирует с фотографией. Пришлось не только назначить белую линию, но и поменять ее толщину — вместо % pt теперь 4 pt.

Еще я все то, что нарисовал и вставил, приподнял повыше, чтобы край серого фона совпадал с верхним краем назначенного мною же прежде на Мастер-Странице Верхнего Колонтитула. В момент передвижения был такой момент, когда белые буквы заголовка отстали от черных, мне это показалось симпатичным, и потому вы видите сейчас примерно ту картину, которую я хотел бы оставить.

Дальнейшие действия не нуждаются в объяснениях. Написано и поставлено на свое место (Газета для всех» и «№1 (1) 2002 г.». Потом к изображению Стоунхенджа я пририсовал один вертикальный, а другой горизонтальный тонкие прямоугольники и назначил им градиентную заливку.

Вот что получилось:


Рис. 37. Кажется, заголовок готов

Чтобы убедиться в его готовности и посмотреть, как все это смотрится, когда нет отвлекающих линий, особенно штриховых, которыми изобилует программа, я включил опцию Предварительного Просмотра (Print Preview).


Рис. 38. Предварительный Просмотр

Что ж, на этом работа с заголовком заканчивается. Идем дальше.

Так называемая передовица

Хотим мы или не хотим, а Слово редактора или передовая статья — почти в каждой газете есть. Это не дань старому времени. Просто газеты без позиции быть не может. Даже независимая позиция (в коей сильно-сильно сомневаюсь) — и то позиция. Эта «независимость» приводит, в конце концов, к тому, что газета начинает ругать всех подряд — и правых, и левых, и синих, и зеленых, и даже голубых, которых недавно хвалила.

В общем, что тут рассуждать: пора действовать.

Передовая статья располагается, как правило, на первой полосе, слева — это самый первый материал газеты. У нее, как правило, или броский заголовок типа «Доколе!..», или, наоборот, совсем нейтральный — как я уже говорил, «Слово редактора» или что-то в том же духе. Так и назовем нашу передовицу — «Слово редактора». Для нее используется всегда строгий деловой стиль — от заголовка до шрифта текста. Ее подкрашивают (фрейм частенько нейтрального серого цвета), статья или заметка забирается в рамочку.

Величина передовой статьи колеблется. Обычно это первая колонка (часто захватывающая поле в две колонки). В случае, если колонки две, они на колонки не разбиваются — текст идет одной колонкой и широкой строкой. Так солидно. Так лицом в грязь не ударишь.

У передовицы нет продолжения. Поэтому ее фрейм можно ни с каким другим не связывать. Он может быть независимым, стоящим на полосе отрешенно от других. Путь это будет даже не на первой полосе, а на второй (дальше передовице грех забираться— не так поймут).

Вторая полоса для передовицы избирается не из скромности редактора, а поневоле. Например, газета «Мир новостей», посвятившая первую полосу заголовку и анонсам, вынуждена помещать передовые статьи, в которых, кстати, не любит некоего В.В. и очень любит какого-то Ю.М., на второй полосе, в левом верхнем углу. То есть опять — первым номером. Это принципиально.

Обратимся к публикации.

Вынужденное отступление

Вот открыл я свою газету, над заголовком которой просидел всю ночь, и ужаснулся. Если помните, на Мастер-Странице в Колонтитуле мы написали название газеты шрифтом AdverGothicC (как и основной заголовок, что на первой полосе). Теперь взгляните, что нам показывает Мастер-Страница:


Рис. 39. Такой «родился» шрифт

Это не все. Главный ужас ожидал меня на первой полосе:


Рис. 40. А это первая полоса

Я кинулся восстанавливать шрифт. Ведь всякое бывает, от сбоев ни один аппарат не застрахован. Ну, сместилось что-то. Сейчас выделю шрифт и назначу ему его истинное имя...

Я даже и не обратил в расстройстве внимания на то, что в графе Имя шрифта на Панели управления, в окошке списка шрифтов стоит имя AdverGoticC...

Вопрос оказался гораздо серьезнее: что-то из-за электрических сетевых или каких-то иных причин сместилось настолько, что добиться того, чтоб вместо шрифта, который вы видите в заголовке на первой полосе (это АппаС, я узнал его, хотя написано имя того, что мы назначали), установить тот. что был прежде, не представляется возможным.

Мне так жалко то «лицо» Но ничего не поделаешь. Пусть останется так, как сейчас есть. Вы же помните, как было? Слава Богу, остались рисунки — хоть на них полюбоваться...

Мы не станем восстанавливать и добиваться «справедливости», чтоб не задерживаться с рассказом об этапах верстки.

Тем более что вы видите: на Мастер-Странице наш шрифт приобрел совсем иное начертание, хотя ведь назначался один и тот же и там, и там. На Мастер-Странице, если не ошибаюсь, вы видите заголовок, исполненный в шрифте то ли Boyarsky, то ли Breeze... а на первой полосе — в шрифте АппаС...

То есть «глюк» произошел, на мой взгляд, бессистемный. Оставим его. Наши торжественные заголовки самой лучшей в мире газеты остались хотя бы на тех рисунках из последней подглавки, которые уже вошли в книгу.

Идем дальше.


Продолжение разговора о передовице

Итак, передовица.

Откроем первую полосу и построим Текстовый Блок для Слова редактора. На рисунке 41 вы его видите. Это Блок, построенный сразу на две колонки. Но колонки, заданные в Мастер-Странице, как мы помним, не разбивают тест на реальные колонки — они символизируют границы колонок, чтоб мы не ошиблись при назначении или построении конкретных текстовых блоков на конкретных страницах.

Так что текст, который мы собираемся загружать в качестве содержимого в Текстовый Блок, не станет разделяться и «упадет» на место как одноколоночный.


Рис. 41. Создали Текстовый Блок для передовицы

Напишем в этом блоке имя публикации.

Здесь сразу возникает некоторое неудобство. Если написать заголовок заодно текстом статьи, мы все время останемся связанными этим назначением, как он 6удет связан с текстом. Сами знаете, заголовки в газете — очень важная вещь, в первую очередь важная по смыслу (чтоб оценить содержание), во вторую — по дизайну. Часто приходится заголовок статьи перемещать, раздвигать, ломать, сжимал так далее. Это, конечно же, влияет на верстку текста. Чтобы такого не происходи давайте сразу же отделим заголовок от текста.

Что для этого надо? Для этого надо написать заголовок в отдельном Текстов Блоке.

Аккуратно берем мышкой маркер верхней границы готового Блока, который тол что построили, и оттягиваем его вниз. Сокращаем наш Текстовый Блок на высоту, которую предполагаем занять заголовком. После этого рисуем Текстовый Блок той же ширины и той самой высоты на этом свободном месте.


Рис. 42. Блок для заголовка готов

Теперь вписываем в этот блок название статьи. Ну, пусть это будет «Доколе!..»


Рис. 43. Заголовок статьи на месте

Теперь осталось поработать с текстом статьи. Он у нас уже где-то набран.; говорю условно: никакого текста, естественно, у меня для передовицы нет и быть может. А если есть, то это текст для других газет — для тех, что верстаются ми для заработка. Поэтому не могу предложить сюда никакого конкретного текс кроме того, который когда-то или совсем недавно написал сам. Впрочем, текс именно такого содержания у меня все равно нет, поэтому для рабочего приме можно взять любой. Возьмем, если не возражаете, начало этой книги. Там как нет рисунков, там голый текст. Визуально две колонки текста в нашей га (конкретные, куда вставляем содержимое) занимают площадь, примерно равную 0,1 листа формата А4. Учтем еще, что текст в Word набирается кеглем 11-12 и больше, а в газете такой большой кегль смотрится некрасиво и глупо. Газетный шрифт имеет величину не больше 10 pt. Часто выходят целые насыщенные номер газет, набранные, в основном, «восьмеркой» (кегль 8 pt) и редко «девяткой» (9 рt Хотя, конечно, самые приемлемые размеры — это 9-10. Если ориентироваться «десятку» (передовица вполне может быть представлена крупным кеглем — на она и передовица), то это уже примерно три четверти листа формата А4. Во столько текста и загрузим.

Откроем файл, в котором набиралась первая половина книги (книга большая, файлы у меня разделены), и выделим ровно столько текста, чтоб хватило и не был лишнего. Копируем выделенный текст в Буфер известными вам способами — и во вращаемся в Publisher. Документ, из которого забирался текст, можно закрыть, программу Word закрывать не надо, иначе будут проблемы с буфером. Есть приложения, которые по умолчанию оставляют при своем закрытии Буфер неприкосновенным, но не Word: он обязательно спросит, сохранить ли в Буфере для других! приложений тот текст, который вы туда скопировали. Чтоб избежать этих проблем, оставьте окно программы и переключитесь в верстальную.

И вот мы в верстальной программе. Выделим наш Блок, в котором должен будет! существовать экспортируемый текст, и убедимся, что курсор пульсирует в начале! Блока. После этого можно давать команду Вставить.

В операционной среде Windows это проделывается множеством способов. Первый и самый простой — нажать на Панели управления кнопку с нарисованным на ней Портфелем. Текст должен вставиться. Второй способ — найти в меню Edit команду Paste (Вставить) и щелкнуть на ней. Третий способ — вставить текст через команду Paste Special... (Специальная Вставка...). При такой вставке вы из диалога, который появится следом за вызовом команды, выбираете, в каком формате желаете вставить текст. Это может быть и формат Документов Microsoft Word, и, формат RTF, и формат ТХТ, и другие. Важно выбрать, какой вам угоден. Прежняя вставка (второй способ) имела в виду по умолчанию формат RTF — достаточно хорошо отработанный по качествам буферный формат текстов, не теряющий основных настроек текста. При выборе ТХТ вы рискуете лишиться всех тире (по меньшей мере) — та самая старинная система, по которой вставляют тексты в «Мире новостей». Мы выберем, конечно, Документы Word.

Специальная Вставка — это вставка, после которой файл остается связанным с программой, породившей его. В верстальной программе, куда попал текст, если возникнет необходимость в его правке, текст можно не править, а вызвать Word и исправить там. Особенно хорошо Специальная Вставка действует для изображений, вызывая в случае надобности программы Photoshop или Photo Editor, или какую-то иную, в которой была создана картинка.

Или та программа, из которой картинка попала на те страницы, где верстаются наши (ваши) материалы.

Четвертый способ — вставка командой с клавиатуры. Это так называемые «горячие» клавиши.

«Горячими» клавишами для вставки в Publisher, как, собственно, и PageMaker, являются Ctrl + V.

Пятый способ — вставка с использованием таких же «горячих» клавиш Windows (в том числе и Windows ХР) — Shift + Insert.

Воспользуйтесь любым из этих способов, результат будет одинаковым, за исключением случая Специальной Вставки.

Впрочем, программа Publisher очень щедра на возможности для вар: даже если вы вставите без команды Специальной Вставки, у нее, если помните, в меню Edit есть опция Правки Текста в Microsoft Word.

То есть она вас туда все равно благополучно отошлет, когда в этом возникнет надобность и независимо от того, каким из пяти способов вы вставляли текст.

Таким образом в программе Publisher, в отличие от того же PageMaker, нет отдельного Текстового режима, ибо он ей практически не нужен, поскольку она пользуется офисными настройками, то есть «Вордом».

Кстати, и набирать в Publisher можно почти с тем же успехом, что в Word, ибо она такое же детище Майкрософт.

Заметьте, я здесь говорил только о вставке из Буфера и не затрагивал, к примеру, опции Import Word Document... (Импортировать Документ Word...)...

Но как бы то ни было, выделим Текстовый Блок, убедимся в пульсации в нем курсора— и Вставим.


Рис. 44. Вставили текст в Текстовый Блок

Как видите, программа Publisher сохраняет в тексте, существующем в Буфере, почти все настройки «Ворда». Правда, я копировал текст, набранный кеглем 12, а он вставил «десяткой». Но деление на абзацы и все кранные строки сохранились. Сохранились бы и выделенные полужирным, курсивом или подчеркиванием слова. И это не все. В отличие от других верстальных программ, Publisher не только оставит в неприкосновенности, но и скрупулезно перенесет из Word все символы, вставленные в кодовой системе Unicode (из-за этого несовпадения с Word мучаются верстальщики, работающие в PageMaker и QuarkXPress. Особенно важно, что наконец-то можно преспокойно перенести ударение, титло и градусы, минуты и секунды (угловые единицы измерения).

Но взглянем на конкретный текст. Вы видите, что его не много, даже чуть-чуть не хватило. Но это еще не значит, что у нас возникнут какие-то проблемы. Наоборот, некоторый воздух для верстальщика всегда лучше, чем недостаток его. Впрочем, с небольшим недостатком места всегда можно справиться. К тому же, некоторый воздух внизу нужен нам для подписи автора.

И еще одно обстоятельство. Уверяю вас, текст, который набирался мною в Word, не был в некоторой своей части отформатированным. К примеру, я нарочно не проставил переносов. Потому что и в PageMaker, и в QuarkXPress назначение переносов при импорте текста теряется за бортом, там надо снова почти все назначать. Здесь же программы Publisher и Word так хорошо понимают друг друга, что Publisher не составило никакого труда самостоятельно, по умолчанию установить переносы в тексте. Убедитесь:


Рис. 45. Переносы текста существуют


Top.Mail.Ru